Почему важно быть важным

Общество
11:05
400 просмотров

   Мой автомобиль, мой дом, моя яхта: символы статуса имеют большое значение в обществе. Исследования показывают, что их число растет и это не только материальные блага. Что же ценится сегодня, задается вопросом журналист немецкого издания Der Spiegel Мартин Хехт.

   Одно американское исследование показало, что сегодня, как никогда престижна не деятельность человека, а его занятость. Демонстративная занятость – новый статусный символ наших дней. Показная нехватка свободного времени транслирует остальным более высокую позицию в иерархии общества. Исследование Бостонского университета, проведенного в 2015 году, показало, что треть всех опрошенных сотрудников крупной консалтинговой компании притворялись трудоголиками только для поднятия престижа, а на самом деле расслабленно проводили свой рабочий день. Знаменитости, которые давно это поняли,  на вопрос: что бы они себе пожелали, как правило, отвечают: «больше времени, чтобы быть с семьей».

   Раньше, до ХХ века, отсутствие необходимости работать и вести праздный образ жизни считалось престижным. Наличие свободного времени повышало авторитет. Не зря книга американского экономиста, изучавшего статусные символы Торстейна Веблена, опубликованная в 1899 году называлась «Теория праздного класса». Сегодня же большое количество свободного времени стало признаком неудачника.

   Тем не менее, материальные блага как символы статуса не ушли в прошлое. «Так, Porsche еще никогда не продавал столько автомобилей, как сегодня. В одном только 2018 году было продано на 50% больше машин, чем пять лет назад», - указывает издание. Растет и сегмент внедорожников. «Если в 2013 году в Германии было зарегистрировано 250 тыс. таких автомобилей, то в 2018 году их оказалось уже 630 тыс.».

   По данным маркетинговой компании Plus, статус, который дает внедорожник, имеет важное значение для трети всех водителей в возрасте до 30 лет. По словам психолога Бернхарда Шлага из Дрезденского технического университета, внедорожник является особым статусным символом, так как соответствует главному критерию – огромный автомобиль премиум- класса нельзя не заметить.

  «Однако материальные символы статуса играют большую роль как раз для тех, кто ими не располагают, - подчеркивает издание, - Исследование Университетского колледжа Лондона, проведенное в 2017 году, показало, что на статусные товары большие деньги тратят люди экстравертного типа с низким доходом, чтобы производить впечатление богатых». При этом для настоящих богачей материальные символы  теряют свою значимость. Сегодня для них важно следование определенному стилю жизни и это должно быть на виду, защищаешь ты тропические леса в Бразилии или жертвуешь большие суммы на благотворительные мероприятия, отмечает Хехт.

   «Мы живем в обществе, которое стимулирует завистливое сравнение друг с другом. Наша потребность в признании выросла настолько, что статусное поведение во все большей степени определяет, кто мы есть и кем мы хотим быть», - констатирует журналист.

 

фото yandex.ru