Общество
478

Что не так с Боинг 737Max?

   Задается вопросом Марко Эверс из журнала Der Spiegel. После двух катастроф индонезийского и эфиопского лайнеров в течение всего лишь пяти месяцев, в которых погибли 346 человек, на новейшую модификацию успешного Боинг 737 падают все подозрения. «Бросаются в глаза параллели между двумя катастрофами: экипажи обоих самолетов тщетно пытались набрать высоту, оба экипажа хотели вернуться в аэропорты из-за технических проблем, обоим это не удалось»,- пишет издание.

   Компания Боинг, считает Марко Эверс, «возможно, держит курс на крупнейшую катастрофу в своей истории. Авиакомпании всего мира заказали более 5 тыс. самолетов модели 737Мах и хотя пока отмены заказов не последовало, репутация пострадала. Акции Боинг в один день рухнули более чем на 10%». Эксплуатацию Боинг 737Мах приостановили Китай, Эфиопия, Индонезия, Евросоюз.

   Когда в 2011 году Боинг начал разработку модели 737Мах, было принято решение об установке экономичного двигателя Leap концерна CFM. Двигатель расходует меньше топлива, в том числе за счет невероятного диаметра его вентилятора (198 см). Но у Боинга 737 короткие стойки шасси, что не позволяло вместить огромный двигатель под крыло. «Волшебники из Боинга» решили укоротить крепление двигателя, а турбины разместить впереди у крыла, что кардинально сказалось на аэродинамике самолета. В результате 737Мах мог опасно задирать нос с вероятностью сваливания в штопор, говорится в статье.

   Инженеры Боинг решили «схалтурить» и разработали программное обеспечение – MCAS(Система улучшения характеристик маневрирования), которое работало в фоновом режиме, но при сильном крене носа, активировало горизонтальный стабилизатор, чтобы вывести машину из опасного положения. Пилоты о MCAS не знали, не упоминалось о MCAS и в инструкции.

   «Очевидно, что в Боинг не подумали, что система очень чувствительна. Если всего лишь один датчик окажется неисправным и ошибочно сообщит о слишком большом угле атаки самолета, «капитан-компьютер» безжалостно вмешается, возьмет на себя управление, и будет опускать нос самолета. При этом пилоты, не будут понимать, что происходит»,- констатирует журналист.

   «Ранее компания Боинг планировала в 2030 году представить абсолютно нового преемника успешной модели 737. В результате потери доверия к 737Мах,- резюмирует Der Spiegel,- компании придется намного раньше заняться новым проектом стоимостью несколько миллиардов долларов».